meteoinfo.ru Гидрометцентр России: О погоде - из первых рук. Задать вопрос
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Английская версия сайта
Новости погоды, метеопрогнозы, информация об опасных явлениях, климатические изменения, навигация по сайту
 
История и философия науки (кандидатский)
  О Гидрометцентре Аспирантура Программа экзаменов История и философия науки (кандидатский)

 

Кандидатский экзамен по курсу: «История и философия науки»

Подготовка реферата
Требования к реферату

1. Аспиранту (соискателю) на базе самостоятельного изучения историко-научного материала необходимо представить реферат по истории соответствующей отрасли наук по согласованию с научным руководителем диссертации и кафедрой философии.
2. Тему реферата необходимо утверждать локальным актом организации, где выполняется диссертационное исследование.
3. Проверку подготовленного по истории соответствующей отрасли науки реферата необходимо проводить научному руководителю, который осуществляет первичную экспертизу, а также специалисту по истории отрасли науки или прошедшему повышение квалификации по дисциплине "История и философия науки", который предоставляет короткую рецензию на реферат и выставляет оценку по системе "зачтено - незачтено".
При наличии оценки "зачтено" аспирант (соискатель) допускается к сдаче экзамена по философии науки и по философским (методологическим) проблемам соответствующей отрасли наук.

Методические указания к написанию реферата по истории и философии науки

1. Реферат является письменной работой, которую выполняет аспирант или соискатель, готовящийся к сдаче кандидатского экзамена по «Истории и философии науки».
2. Реферат должен быть самостоятельной работой, показывающей способность автора систематизировать теоретический материал по теме, связно его излагать, творчески использовать философские идеи и положения для методологического анализа материалов науки, по которой специализируется аспирант или соискатель.
Прямое заимствование без указания источников использованных текстов недопустимо. Научные идеи, пересказанные своими словами, мысли других авторов и цитаты должны иметь указания на источник. Следует давать в квадратных скобках сквозную нумерацию цитируемой литературы: первая цифра — порядковый номер из списка литературы, а вторая цифра — страница. Например, [2, c. 56].
3. Тема реферата избирается аспирантом (соискателем). При выборе ее следует пользоваться советами консультанта и научного руководителя. Реферат должен освещать важнейшие теоретические проблемы, связанные с научной специальностью или темой диссертации аспиранта (соискателя). Тема и содержание реферата должны быть согласованы с научным руководителем.
4. Реферат обязательно должен иметь содержание, введение, изложение содержания темы, заключение, список использованной литературы, (при необходимости приложение).
5. Содержание содержит все перечисленные в п. 4 структурные элементы реферата, с указанием страниц, на которых они находятся. Заголовки содержания дублируются в тексте реферата.
6. Введение — важнейший смысловой элемент реферата. Форма его произвольна, но в нем должны получить отражение следующие вопросы: обоснование выбора темы, оценка ее с точки зрения актуальности, новизны и практической значимости, указание на связь избранной темы с научной специальностью автора.
7. Основное содержание работы должно представлять собой самостоятельно выполненное исследование по проблеме, заявленной в названии реферата, или обобщение имеющейся литературы, или методологическую разработку проблемы в сфере научных интересов автора реферата.
8. В заключении дается краткое резюме изложенного в основной части реферата, или выводы, сделанные из этого изложения, или практическое применение содержащегося в реферате материала.
9. Список использованной литературы содержит указание на изученные автором работы. Он должен включать в себя фундаментальные труды по теме и последние публикации по ней.
10. Реферат в объеме 27-30 страниц должен быть сброшюрован и иметь титульный лист.
11. Аспиранты (соискатели) сдают завизированный консультантом и научным руководителем реферат заведующему аспирантурой за неделю до экзамена по истории и философии науки. Аспиранты (соискатели), не сдавшие реферат, до экзамена не допускаются.

Образец титульного листа реферата
 Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Федеральное государственное бюджетное учреждение
"Гидрометеорологический научно-исследовательский центр Российской Федерации)


Специальность:
25.00.30 (11.00.09) — Метеорология, климатология, агрометеорология или
25.00.29 (04.00.23) — Физика атмосферы и гидросферы

Форма обучения: очная (заочная, соискательство)

Реферат

по дисциплине «История и философия науки»
на тему: «________________________________»

 

Выполнил:
аспирант
(соискатель) __________________ Иванов И. И.
(подпись)

Проверил консультант :
к.ф.м.н. __________________ Шестакова Н.А.
(подпись)


Научный руководитель:
д. ф.-м. н., профессор __________________ Михайлов М. М.
(подпись)

Москва, год
 

 

Вопросы к экзамену

1. Наука как деятельность, система знаний и социальный институт. Особенности научного познания. Дисциплинарная организация науки.
2. Сциентизм и антисциентизм в сознании современного общества. Критика технократических тенденций.
3. Рационализм и иррационализм. Основные типы рациональности в истории науки: классическая, неклассическая, постнеклассическая - и соответствующие им типы наук.
4. Экстернализм и интернализм в понимании науки.
5. Структура научной теории. Особенности теории в технической науке (технической теории) и современной технонауки (на примере нанотехнологии).
6. Основные исследовательские программы античности (общая характеристика) и их влияние на развитие современной науки.
7. Средневековая наука и ремесленная техника: общая характеристика. Роль монастырей как пунктов технологического трансферта и хозяйственных предприятий средневековья.
8. Научная революция XYI-XVII веков: Коперник, Кеплер, Галилей.
9. Особенности классической картины мира. Критика Махом концепции Ньютона.
10. Наука как социокультурный феномен Нового времени. Новоевропейская наука как технически подготовленный эксперимент и математизированная естественнонаучная теория.
11. Понятие научной картины мира и ее роль как регулятива научного познания. Функции и исторические формы научной картины мира, взаимодействие научной картины и опыта, идеалы и нормы исследовательской деятельности.
12. Научные революции в истории науки и эволюция науки. Эволюционная модель развития науки С. Тулмина.
13. Философия Канта и ее значение для философии науки 20 в.
14. Формирование идеалов экспериментального и математизированного естествознания в "новой науке" Г.Галилея,    Ф.Бэкона, Р.Декарта, И.Ньютона. Институализация науки: университеты и академии наук.
15. Проблема интерпретации в науке. Основные принципы герменевтического метода.
16. Позитивизм как мировоззренческая установка "опытного" естествознания и науки в целом, его историческая эволюция (1-й позитивизм, махизм и неопозитивизм = логический позитивизм).
17. Основные идеи логического позитивизма в методологии и философии науки.
18. Верификационизм и фальсификационизм как критерий демаркации научного знания: их сильные и слабые стороны.
19. Критический рационализм К. Поппера.
20. Методология исследовательских программ И. Лакатоса (понятие "исследовательская программа"; структура исследовательских программ; критерии успешности исследовательских программ).
21. Методологический "анархизм" П. Фейрабенда. Принцип несоизмеримости научных теорий. Плюралистическая модель научного знания.
22. Концепция науки Т. Куна. Критика кумулятивизма.
23. Личностное знание в науке (М. Полани).
24. "Тематический анализ науки" Дж. Холтона.
25. Техника как предмет исследования естествознания. Естественные и технические науки, «естественное» и «искусственное».
26. Возникновение философии техники ("органопроекция" Эрнста Каппа и теория технического творчества П.К. Энгельмейера.
27. Постпозитивистская философии науки и новые проблемы философского анализа науки: рост знания, демаркация науки от метафизики, проблема рациональности и др.
28. Историко-критический анализ концептуальных структур науки А. Койре.
29. Научно-технический прогресс и изменение места науки в развитии общества. Границы научного познания и технического воздействия на природу, концепция устойчивости развития.
30. Опыт научный и опыт технический в эпоху Возрождения: становление новой философии природы и инженерной деятельности в эпоху Возрождения. Каноническая и проектная культуры.
31. Науки о природе и науки о культуре. Проблема специфики гуманитарного знания. Глобальный эволюционизм и сближение идеалов естественно-научного и социально-гуманитарного знания, междисциплинарные взаимодействия как фактор развития научного знания.
32. Философия науки и философия техники. Технический оптимизм и технический пессимизм.
33. Структуралистическая концепция науки. (Дж. Снид и В. Штегмюллер) и "технологическое" истолкование научной теории (Р.Гири, И.Хакинг).
34. Постпозитивистская философия науки: основные направления и представители, критика ими неопозитивизма.
35. Этос науки (Р.К. Мертон) и наука как профессия (Макс Вебер).
36. Современные неклассические научно-технические дисциплины: системные исследования и социо-техническое проектирование.
37. Проблема междисциплинарной оценки научно-технического развития и этика науки и техники. Проблема государственного регулирования науки и роль общественности, наука и псевдонаука.
38. Технически подготовленный эксперимент и инженерная деятельность. Особенности возникновения и эволюция: "сциентификация" техники и "технизация" науки.
39. Проблемы истины и познания в прагматизме (Джемс и Дьюи) Инструментализм Бриджмена.
40. "Естественное" и "искусственное", природа и техника. Соотношение естествознания и техники, научное и техническое задание.
41. Философия физики: предмет и особенности. Классическая и неклассическая наука. Особенности строения естественнонаучной теории и эксперимента.
42. Статус мысленного эксперимента в современной физике. Роль компьютерного эксперимента.
43. Культуркритика техники (Булгаков и Бердяев, Шпенглер и Ясперс и др.).
44. Средневековая наука: "истины веры" и "истины разума" - метафизическая и геометрическая оптика, "опытная наука" по Роджеру Бэкону, университеты и развитие логических форм научного мышления ("бритва Оккама").
45. Интерпретации квантовой механики. Особенности неклассического этапа развития науки.
46. Развитие техники и технического задания: основные этапы эволюции технического прогресса человечества. Ступени рационального обобщения в технике.
47. От постиндустриального общества к информационному обществу и обществу знания. Эпистемологическое содержание компьютерной революции..
48. Системно-интегративные тенденции в современной науке и технике: основные системные представления.
 
Основная литература:
1.    В.С. Степин. Философия наук. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. М.: Гардарики, 2006
2.    Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / под общей редакцией В.В. Миронова. М.: Гардарики, 2006
3.    В.Г. Горохов. Концепции современного естествознания. Учебник. М.: ИНФРА-М, 2003
4.    В.Г. Горохов. Основы философии техники и технических наук. Рекомендовано Учебно-методическим советом по философии, политологии и религиоведению в качестве учебника для студентов и аспирантов. М.: Гардарики, 2007
5.    В.Г. Горохов.  Техника и культура: возникновение философии техники и теории технического творчества в России и в Германии в конце 19 – начале 20 столетий. М.: Логос, 2009
6.    А.А. Печенкин. Леонид Исаакович Мандельштам. Исследование, преподавание и остальная жизнь. Москва: Логос, 2011
 
Вспомогательная литература (доступна в Интернет):
Горохов В.Г. От Чернобыля до Фукусимы: технологические риски как социальная и этическая проблема // Философские науки. 2011. № 8.
Горохов В.Г., Грунвальд А. Каждая инновация имеет социальный характер! (Социальная оценка техники как прикладная философия техники) // Высшее образование в России. 2011. № 5. С. 135-145
Горохов В.Г. До и после Чернобыля: технический оптимизм и социальный пессимизм // Философские науки. 2011. № 6. С. 25-33
Горохов В.Г., Шерц К. Социально-экологические последствия развития техники (Сравнительный анализ социо-культурных сособенностей развития атомной техники в России и в Германии) // Философские науки. 2011. № 6. С. 49-62
Горохов В.Г. Техника и математика (из истории теории механизмов и машин) // Вопросы истории естествознания и техники. 2011. № 3. С. 53-86
В.Г. Горохов. Генезис технической деятельности как предмет социологического анализа. Приложение к журналу «Философские науки». М.: Гуманитарий, 2009
В.Г. Горохов, С.А. Сидоренко. Нанотехнонаука: взаимное влияние фундаментальных теорий, современного эксперимента и новейших технологий
В.Г. Горохов.  От классической радиолокации к радиолокационной системотехнике (социальный и методологический анализ истории становления и развития современной научно-технической дисциплины) I и II // Электронный журнал "Исследовано в России", 105, с. 1299-1346, 2009 - http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2009/105.pdf; 106, с. 1372-1400, 2009 – http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2009/106.pdf
В.Г. Горохов.  Проблемы междисциплинарной оценки научно-технического развития // Вопросы государственного и муниципального управления // Вопросы государственного и муниципального управления, 2007, Т. 2, № 2-3. http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2009/04/17/0000329259/191-214_Gorokhov_Valuation.pdf
В.Г. Горохов.  Роль кантовского схематизма понятий в современной технонауке // Кантовский сборник,2008, № 2 (28)
В.Г. Горохов.  Особенности формирования технических наук (на примере радиотехники) // Вопросы истории естествознания и техники, 1984, № 1
В.Г. Горохов. Нанотехнологии. Эпистемологические проблемы теоретического исследования в современной технонауке (статья 1 и 2) // Эпистемология и философия науки, 2008, т. VI, № 2 и № 3
В.С. Степин, В.Г. Горохов и М.А. Розов. Философия науки и техники. Учебное пособие. М.: Гардарика, 1996
Айер А.Дж. Философия и наука. - Вопросы философии, 1962, №1.
Ахутин А.В. История принципов физического эксперимента от античности до ХУ11 в. М.: Наука, 1976
Бернал Дж. Наука в истории общества. М.: ИЛ., 1956
Бэкон Ф. Новый органон // Бэкон Ф. Собр. соч.: В 2 т. - М., 1978. Т 2
В поисках теории развития науки. (Очерки западноевропейских и американских концепций ХХ века). М.:
Наука, 982.
Ван дер Варден Б. Пробуждающаяся наука. Ч. 2. Рождение астрономии. М.: Наука, 1991
Вебер, Макс. Наука как призвание и профессия. - http://lib.ru/POLITOLOG/weber.txt
Вебер, Макс. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М.: Ин. лит., 1958.
Гайденко В.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в Средние века. М.: Наука, 1989
Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVU-XVI1I вв.). М.: Наука, 1987
Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. М.:Наука,1980
Галилей Галилео. Избр. труды. В 2 т. М.: Наука, 1964
Гильберт Вильям. О магните, магнитных телах и о большом магните - Земле. М.: АН СССР, 1976
Гильберт Д. Основания геометрии. М.: Изд-во АН СССР, 1948.
Границы науки. М.: ИФРАН, 2000
Гюйгенс Хр. Три мемуара по механике. М.: АН СССР, 1951
Декарт Р. Соч. в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1989
Зубов В.П. Аристотель. М.: Эдиториал УРСС, 2000
Зубов В.П. Леонардо да Винчи. М.: АН СССР, 1961
Капра Ф. Наука Леонардо: Мир глазами великого гения. М.: ООО Издательство «София», 2009
Карнап Р. Значение и необходимость. М.: Ин. лит., 1959.
Карнап Р. Философские основания физики. М.: Прогресс, 1971.
Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. М.: Мысль, 1972
Кирсанов B.C. Научная революция XVII века. М.: Наука, 1987
Киселева Л.И. О чем рассказывают средневековые рукописи. Л.: Наука, 1978
Кляус Е.М. Джемс Клерк Максвелл. В кн.: Джемс Клерк Максвелл. Статьи и речи. М.: Наука, 1968
Койре А. От замкнутого мира к бесконечной Вселенной. М.: Логос, 2001
Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций в развитии теорий. М. 1985.
Коммуникация в современной науке. М.: Прогресс, 1976.
Копелевич Ю.Х., Ожигова Е.П. Научные академии стран Западной Европы и Северной Америки. — Л.:
Наука, 1989
Кун Т. Вторичные размышления о парадигме. В кн.: Научные теории: структура и развитие. М.: Прогресс, 1975.
Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975.
Лакатос И. Доказательства и опровержения. М.: Наука, 1967.
Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М.: «МЕДИУМ», 1995.
Лакатос. И. История науки и ее рациональные реконструкции. В кн.: Структура и развитие науки. М.: Прогресс, 1978.
Ле Гофф, Жак. Интеллектуалы в средние века. Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1997
Матвиевская Г.П. Рене Декарт. М.: Наука, 1967
Мах Э. Анализ ощущуений и отношения физического к психическому. СПб., 1907
Механика и цивилизация в XVII-XIX вв. М., 1979
Научная деятельность: структура и институты. М.: Прогресс, 1980.
Ньютон И. Математические начала натуральной философии. В кн.: А.И. Крылов. Соч., т. VII. М.-Л.: АН СССР, 1936
Орезм Н. Трактат о конфигурации качеств / Перевод, вступительная статья и примечания В.П. Зубова. В кн.:
Историко-математические исследования. Вып. XI. М.: ГИФМЛ, 1958
От логического позитивизма к постпозитивизму. Хрестоматия. М.: НИИВО-ИНИОН, 1993.
Очерки истории естественнонаучных знаний в древности /Отв. ред. А.Н. Шамин. М.: Наука, 1982
Очерки по истории и теории развития науки. М.: Наука, 1969.
Позитивизм и наука. М.: Наука, 1975.
Полани М. Личностное знание. М., 1985.
Поппер К.Р. Логика и рост научного знания. М., 1983.
Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М.: Наука, 1979
Райхенбах Г. Направление времени. М.: Ин. лит., 1962.
Рассел Б. История западной философии. М., 1959.
Рассел Б. Человеческое познание. Его сферы и границы. М.: Ин. лит., 1957.
Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М.: Наука, 1979
Современная западная социология науки. М., 1988.
Современная философия науки. Хрестоматия. М.: Наука, 1994.
Тулмин С. Концептуальные революции в науке. В кн.: Структура и развитие науки. М.: Прогресс, 1978.
Тулмин С. Человеческое понимание. М., 1984.
У истоков классической науки. М.: Наука, 1968
Фейерабенд П. Ответ на критику. В кн.: Структура и развитие науки. М.: Прогресс, 1978.
Фейрабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.
Философия природы в античности и средние века. М.: Прогресс-Традиция, 2000
Философия, наука, цивилизация. М.: Эдиториал УРСС, 1999
Франк Ф. Философия науки. М.: Ин. лит., 1960.
Хилл Т.И. Современные теории познания. М.: Прогресс, 1965.
Холтон Д. Тематический анализ науки. М., 1981.
Шлик М. Время и пространство в современной физике. В кн.: Теория относительности и ее философское истолкование. М., 1923.
Эстетика ренессанса. Т. I. М.: Искусство, 1981
Ленк Х. Размышления о современной технике. М.: Аспект Пресс, 1996 http://philosophy.mitht.ru/lenk.htm
Мамфорд Л. Миф машины. Техника в развитии человечества. М.: Логос, 2001
Мэмфорд Л . Техника и природа человека (Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. С. 225-239) http://philosophy.mitht.ru/memford2.htm
Митчам К. Что такое философия техники? М.: Аспект Пресс, 1995
В.Г. Горохов. Философия и история науки (учебное пособие для аспирантов ОИЯИ). 2012
http://newuc.jinr.ru/img_sections/file/Aspirant/Gprochov/GorokhovKonzeptziiFN2.pdf
http://newuc.jinr.ru/img_sections/file/Aspirant/Gprochov/GorokhovFilosTekhn2.pdf
http://newuc.jinr.ru/img_sections/file/Aspirant/Gprochov/GorokhovSovrEtap2.pdf